среда, 10 февраля 2010 г.

Расселение японцев

Япо́нцы (яп. 日本 нихондзин/ниппондзин, 日本民族 нихон-миндзоку) — нация, основное (более 99 %) население Японии. Говорят на японском языке.

Численность и расселение

Численность — 130 миллионов человек, в самой Японии — 127 миллионов. Японцы живут также в США (120 тыс. чел.), главным образом в штатах Калифорния и на Гавайских островах, в Бразилии (140 тыс. чел.), в Канаде (85 тыс. чел.) и других странах Америки, в Европе, Азии и Австралии.

Язык

Японский язык происходит из группы языков, в западной терминологии называемой Пуёские языки (название не совсем корректное с точки зрения истории и представляет из себя неологизм). В японском языке из-за неоднородности первоначальных государственных образований по генетическому составу и культуре присутствует большое количество заимствований из языков, не относящихся к этой группе, вследствие которых сформировался уникальный по своей структуре язык, который трудно отнести к какой либо одной группе.

Японская письменность сложная, частично заимствованная (кандзи), а частично созданная самими японцами (две дополняющие слоговые азбуки - хирагана и катакана). Также постепенно набирает популярность проект латинизации письменности - ромадзи и повсеместного использования арабских цифр.

Государство

Большинство японцев проживает в собственном национальном государстве Япония (Ниппо́н, Нихо́н), расположенном на японских островах.

Старое название Японская империя «Дай Ниппон» (大日本) в буквальном смысле слова означает «Великая Япония» или «Великая Страна Восходящего Солнца».

Оригинальное название первого древнеяпонского государства Ямато.

Менталитет нации

Если рассматривать японский менталитет в целом то несмотря на огромное влияние на него современной западной культуры, ему удалось, переняв многое «снаружи», сохранить свою суть.

Неуловимый, компромиссный, чуткий и рефлексивный. Совершенно неэгоистичный и крайне социально-зависимый. Впитывающий и принимающий, но с жёсткой системой «свой/чужой».

В этой системе ценностей, в основе которой лежит чувство долга и иерархические социальные взаимосвязи, именно индивид существует в рамках и ради группы, а не группа ради индивида. При этом внутреннее «я» индивида бережно хранится и оберегается внутри, а его навязывание окружающему миру не поощрается. Поощряется максимальное сглаживание углов и поиск компромиссов (пускай даже за счёт неопределённости), выпячивание же, категоричность и навязывание чего-либо не одобряются и крайне затруднены в рамках данной системы.

Таким образом, японский менталитет, являясь компромиссным и групповым по своей природе, являет собою в системе ценностей и приоритетов полную противоположность менталитету западному. И даже то что многие типично западные внешние формы социальных взаимодействий были странным образом в кратчайшее сроки заимствованы и столь эффективно перенесены, адаптированы на совершенно чуждую на первый взгляд почву, обусловлено естественным развитием всё той же стройной японской системы ценностей и приоритетов, склонной к поиску путей, взаимодействию и компромиссам, при полном единстве и целостности, отсутствии серьёзной вариативности между интересами группы и индивида. Фактически в те же внешние заимствованные у запада формы было вложено иное (японское) содержание.

Современный японский менталитет, хотя и претерпел значительное влияние западных ценностей (несколько изменивших соотношение между личной свободой и чувством долга), всё же остался компромиссным и групповым по своей природе, в полной мере сохранив все свои особенности.

Происхождение

Долгое время считалось, что предположительно предки японцев, так называемые протояпонские племена, в 1 тысячелетии до н. э. отдельными племенами переселялись на Японский архипелаг с Корейского полуострова. При этом древнее коренное население Японии айны и австронезийские племена, постепенно были вытеснены и ассимилированы протояпонскими племенами, язык которых (принадлежащий алтайской языковой семье) возобладал, восприняв элементы австронезийского субстрата. В IV веке появляется первое общеяпонское государство — Ямато.

Однако имеющиеся данные не подтверждают столь массовых переселений с континента в указанный период. Не стоит также путать современных японцам айнов с древним коренным населением японских островов. В свете множества исследований установлено, что современные айны сформировались довольно поздно, примерно в то же самое время что и сами японцы. Хотя и несомненно что культурно (особенно в плане языка), да во многом и генетически, они ближе к айноидным протоплеменам эпохи Дзёмон, чем современные японцы. Но точно так же как и сами японцы, являются лишь позднейшим производным, пройдя путь столь же длительного становления через ряд культур, эпох, этнических и генетических изменений и заимствований.

Судя по всему уже древние племена, населявшие японские острова в эпоху Дзёмон, и состоявшие преимущественно из айноидов и в меньшей степени австронезийцев, являли собой смесь генотипа и культур. При этом раскиданные по островам отдельные племена новых пришельцев с континента («протояпонские племена»), были длительное время в очевидном меньшинстве, теряясь среди коренных племён. Представляется вполне очевидным, что они оказали значительное культурное влияние, способствуя распространению поливного земледелия и становлению культуры нового типа (получившей распространение в Период Яёй). Но роль этих племён нельзя переоценивать. Даже на этапе становления государства Ямато, она была скорее культурной. Вытеснить или ассимилировать коренное население для них просто не представлялось возможным (в силу малочисленности). Лишь в более поздние периоды развития древнеяпонского государства, по мере массовых переселений с континента (в основном из китайской маньчжурии) и активизации смешения айноидного и австронезийского расового типов, монголоидный расовый элемент смог оказать не только значительное культурное, но и расовое влияние на коренное население японских островов, что и сформировало постепенно современный смешанный генотип и этнос японцев.

На развитие японской культуры большое влияние оказали Китай, Корея и Индия. Первыми правителями Японии были императоры (микадо). Они обожествлялись, считались потомками богини Аматэрасу. В 1192 году власть захватили феодалы (сёгуны), этот период называется сёгунат и продолжался до 1868 года. После этого императорская власть была восстановлена.

С 1989 года император и «символ государства и единства народа» — Акихито. Монархия — конституционная, законодательную осуществляет парламент. Согласно традициям, императором Японии не может быть женщина, это правило ни разу не нарушалось.

Несмотря на высокую цельность современного японского этноса, в его рамках всё ещё выделяются отдельные этнические группы, со своими обычаями и диалектами обязательными для каждой местности. Особенно выделялись рюкюсцы, в Средние века имевшие даже свою государственность.

Специфическое явление — «эта», официально называемые «токусю буракумин» («жители особых поселков»). Это потомки людей «подлых» профессий, кожевников, мусорщиков, скоморохов. Антропологически они ничем от остальных японцев не отличаются, официально имеют все гражданские права, но в быту их дискриминация сохраняется.

Полностью самостоятельный этнически народ айны, не относящийся к японцам, имевший свои расовые и культурные особенности, свой язык, и ещё в 19-ом веке населявший Хоккайдо и северные острова, был окончательно ассимилирован японцами в первой половине 20-го века.

(сведения из Википедии)

Комментариев нет:

Отправить комментарий